Эмоциональный интеллект на рабочем месте

Узнайте больше об эмоциональном интеллекте и его роли в современной рабочей среде.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это концепция, которая возникла в 1990-х годах в качестве одной из тем академического дискурса и затем очень быстро получила широкое применение, став важной составляющей бизнес-психологии и исследований динамики рабочих мест.

Эмоциональный интеллект обычно сокращенно называют EQ (эмоциональный коэффициент) по аналогии с IQ (коэффициент интеллекта). Люди с высоким EQ — это всегда более гибкие, разносторонние, целеустремленные и продуктивные сотрудники. EQ не менее важен, чем профессиональные навыки и квалификации.

Проще говоря, эмоциональный интеллект означает способность понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции, а также управлять ими. Вы должны уметь не терять голову в стрессовой ситуации, помогать другим чувствовать себя уверенно и понимать, как ваше поведение может влиять на ваше окружение.

Если с помощью IQ измеряются мыслительные способности, то эмоциональный интеллект связан с нашим поведением. Поначалу такая трактовка может показаться слишком абстрактной и абсурдной, но наш разум — это своего рода система, к которой нужно относиться со всей серьезностью. Мы, люди, знаем, как настраивать, совершенствовать системы и управлять ими, чтобы они работали максимально эффективно. Тот же самый подход можно и нужно применять к нашему собственному эмоциональному состоянию.

Человек может владеть всеми знаниями, необходимыми для работы, но если он не может поддерживать общение с участниками рабочей группы и не способен контролировать собственные эмоции, это может негативно сказаться на качестве работы.

Как повысить уровень эмоционального интеллекта?

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом. Чтобы стать обладателем высокого эмоционального интеллекта, необходимо всего лишь знать, как повысить его уровень и научиться эффективно его использовать.

Ученый Дэниел Гоулман, изучающий проблемы поведения, в своей обширной работе по исследованию и определению эмоционального интеллекта выделил пять основных навыков, которые необходимо развивать, чтобы повысить уровень EQ:

1. Самопознание

Первым шагом на пути к эмоциональному интеллекту является понимание своих собственных эмоций. Мы все испытываем и выражаем различные эмоциональные состояния по-разному, и чем больше мы понимаем, как с ними справляться, тем лучше мы будем понимать окружающих нас людей.

Речь идет не просто об эмоциональном познании; самопознание относится к пониманию нюансов вашей личности, поведения и мышления. Вы должны понимать, как другие люди видят вас и реагируют на вас, а также как ваши действия влияют на ваше окружение.

Когда вы осознаете, как вас воспринимают другие люди, мы называем это общественным самопознанием. Это не означает, что вам нужно слишком сильно беспокоиться о том, что люди думают о вас. Речь идет скорее о способности беспристрастно оценивать и принимать во внимание то, как другие воспринимают вас, а также понимать причины такого восприятия.

 

Итак, как именно происходит самопознание?

Вам может показаться, что эмоции — это только ваша психическая реальность, но мы на самом деле переживаем и физически выражаем свои эмоции. Поясним, что мы называем индивидуальным самопознанием.

Например, когда вы злитесь, вы можете испытывать такое чувство, словно в ваших венах застывает кровь, а когда вы нервничаете, у вас может возникнуть ощущение «бабочек» в груди или дрожь. Когда вы счастливы, вам невероятно легко и вы чувствуете прилив сил.

Если вы сможете распознать эти индикаторы вашего физического состояния и отследить, когда и почему они возникают, вы сможете лучше понимать и предугадывать свои эмоции, а также эффективнее управлять ими.

Многое сводится к личному исследованию собственных переживаний; остановитесь на минутку и спросите себя, как вы себя чувствуете и каков ваш вклад в рабочий процесс. Если вы ощущаете разобщенность или недопонимание внутри своего коллектива, проанализируйте, почему это происходит и какие ваши действия или высказывания могли привести к существующей ситуации.

Обратите внимание на свои мысли и чувства, а также постарайтесь понять, как различные ситуации могут повлиять на вас или спровоцировать эмоциональные реакции. Во время работы спросите себя, сможете ли вы одинаково выполнить задачу как в огорченном, так и в спокойном состоянии, и постарайтесь понять, как ваше психическое состояние влияет на качество и эффективность работы.

Интуиция очень тесно связана с эмоциональным интеллектом. Интуиция имеет отношение к нашему восприятию ситуации. Мы можем воспользоваться своей интуицией, чтобы лучше разобраться в том, что мы на самом деле чувствуем. Это не значит, что мы всегда должны следовать своей интуиции, но при этом не стоит забывать о ней. Вам обязательно следует принять ее к сведению и изучить, чтобы лучше понимать свои собственные взгляды и эмоции.

Кроме того, самопознание означает понимание своих сильных и слабых сторон и умение реалистично оценивать свои возможности. Признание своих слабых сторон — это первый шаг к их преодолению, а признание сильных сторон повышает уровень мотивации и общее ощущение благополучия.

2. Саморегуляция

Когда вы научитесь распознавать и различать свои эмоции, вы можете начать контролировать их. Если вы позволите своим эмоциям взять верх над вами на рабочем месте, скорее всего, вы не сможете в полной мере реализовать все свои способности. Саморегуляция означает, что вы не позволите себе оказаться под влиянием внешних факторов, а, наоборот, постараетесь сосредоточиться на поставленной задаче.

Каждый из нас имеет свои собственные взгляды и мнения, однако крайне важно понимать, когда и как следует выражать эти взгляды и мнения на рабочем месте. Если вы не контролируете свои эмоции, это может привести к тому, что вас будут считать ненадежным человеком или обузой для коллектива. Это не значит, что вы должны скрывать свои чувства. Самоконтроль — это умение правильно, профессионально и осознанно справляться со своими эмоциями.

Как заниматься саморегуляцией

Избегайте принятия импульсивных решений и необдуманных действий. Принцип «Думайте, прежде чем что-то сделать» — это важная составляющая саморегуляции. Подумайте, как ваши действия или слова могут повлиять на ваше окружение и коллег. Задайтесь вопросом, является ли ваш способ донесения идей самым эффективным и конструктивным.

Саморегуляция, безусловно, поможет вам в работе, но методы, лежащие в ее основе, могут и должны выходить за рамки обычного рабочего дня. Ведение физически активного образа жизни и занятие любимыми делами вне работы, поддержание здорового сна, а также поиск безопасного и полезного выхода для своих чувств, таких как злость или разочарование, — это важные шаги на пути к управлению эмоциями и восстановлению энергетического баланса, которые помогут вам избежать формирования нездоровой рабочей обстановки.

Инструменты и методы, лежащие в основе саморегуляции, можно сравнить с теми, которые практикуются в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), призванной помочь нам справиться с нашими проблемами путем изменения нашего мыслительного процесса и модели поведения. КПТ обычно применяется для лечения психических заболеваний и аффективных расстройств, но ее методы и приемы, несомненно, могут применяться с целью саморегуляции.

Ниже перечислены некоторые из основных приемов:

  • Разделите ваши заботы и тревоги; если вы позволите множеству мелких неприятностей объединиться в одну большую проблему, тогда ее решение может стать для вас непосильной задачей.
  • Проведите разграничение между проблемами, которые вы способны решить, и проблемами, которые вы не в состоянии контролировать, а также сосредоточьте свои усилия на том, что можно исправить.
  • Выделите время на решение конкретных проблем и постарайтесь не думать о проблемах до наступления установленного времени, чтобы не обременять себя ими на протяжении всего дня.
  • Практикуйте осознанность; найдите время, чтобы сосредоточиться на своем дыхании и отделить себя от своих проблем.
  • Отстранитесь и посмотрите на проблемы, с которыми вы столкнулись, со стороны.
  • Записывайте свои чувства; это поможет прояснить и четче обозначить неопределенные моменты и найти реальные решения.

Если вы расстроены, раздражены или ощущаете какие-либо явно негативные эмоции, предпримите соответствующие меры, чтобы смягчить их, а также поделитесь опытом со своими коллегами.

Практика саморегуляции поможет вам лучше адаптироваться на рабочем месте, а также не потерять концентрацию. Если вы умеете контролировать эмоциональные проблемы и определять их приоритетность, вы точно так же сможете управлять своей рабочей нагрузкой и расставлять приоритеты в работе.

3. Мотивация

Внутренняя мотивация есть у людей, которые ставят цели и добиваются их реализации ради собственного удовлетворения. В основе этой мотивации не лежат деньги, репутация или карьерный рост; ее главной движущей силой являются страсть и личное удовлетворение.

Добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям и понимание того, что ваш упорный труд подпитывается не деньгами, а личными амбициями, помогут вам улучшить качество своей работы и добиться более высоких результатов. Конечно, нет ничего плохого в том, что вы хотите вызвать восхищение и достичь финансового успеха, но, если это все, ради чего вы работаете, возможно, вы никогда не почувствуете себя по-настоящему удовлетворенным своей профессиональной деятельностью. Вы не обязаны тяжело работать только ради того, чтобы угодить своему начальству или клиентам. Вы должны стремиться к личным достижениям за счет развития эмоционального интеллекта.

Как поддерживать мотивацию к работе

Если вы изо всех сил пытаетесь найти стимулы к работе, спросите себя, что именно вы хотите получить от своей должности и профессии, и продолжайте задавать себе этот вопрос, пока у вас не появится четкий ответ. Выясните, что движет вами, где вы видите себя в будущем и что вам нужно сделать, чтобы там оказаться.

Ставьте реальные, но при этом амбициозные задачи, которые способствуют осуществлению ваших желаний и личных целей. Таким образом, вы будете знать, как и почему вы работаете на себя, даже если вы работаете на других людей. Регулярная постановка целей — это прекрасный способ создания условий для мотивации и повышения эффективности труда.

Направьте свою энергию на те части работы, которые вам нравятся, а также попытайтесь докопаться до сути и понять, что без той части, которая вам не по душе, вы не сможете выполнить и ту часть, от которой получаете удовольствие. Используйте аспекты своей работы, которые вам нравятся, чтобы мотивировать себя на достижение результата в других направлениях. Спросите себя, почему одни аспекты вам нравятся, а другие — нет.

Если вы чувствуете себя полностью неудовлетворенным и выгораете на работе, возможно, пришло время обратиться с этим вопросом к начальству. Если работа вас не радует, значит, это проблема не только ваша, но и вашего начальства, поэтому не бойтесь решать эти вопросы открыто.

Мотивация заразительна; ваш энтузиазм, оптимизм и сознательность отразятся на вашем окружении и помогут создать благоприятную рабочую среду, где главной движущей силой станет страсть, а не деньги.

4. Эмпатия

Эмоциональный интеллект — это не только способность понимать себя, но и попытка разобраться в эмоциях других людей. Не игнорируйте и не отвергайте полностью эмоции или мнения других людей, с которыми вы не согласны, а попытайтесь взглянуть на вещи с их точки зрения. Прислушайтесь к ним, дайте им высказать свою точку зрения и постарайтесь почерпнуть что-то для себя из вашего общения. Эмпатия — это все, что тем или иным образом связано с управлением конфликтами.

Высокий эмоциональный интеллект означает умение учиться на ошибках прошлого и признавать их, а также понимать разные точки зрения. Вам не нужно соглашаться со всем, что говорят или делают ваши коллеги, но вы должны всегда стараться хотя бы понять эмоции других людей, чтобы помочь им научиться управлять своими эмоциями.

Проявляйте сострадание к другим участникам вашей рабочей группы, прислушивайтесь к ним и отвечайте конструктивно. Агрессия или отстранение будут только препятствовать свободному общению и созданию комфортных условий на рабочем месте, что может очень негативно повлиять на вашу работу и лидерские качества.

5. Социальные навыки

Высокий уровень социальной осведомленности — важнейшая составляющая управления взаимоотношениями и, в свою очередь, EQ. Социальный интеллект — это не только дружелюбное отношение и умение пользоваться смайликами (хотя это, безусловно, тоже помогает). Это еще и коммуникабельность, притягательность, открытость, а также уверенность в том, что ваш собеседник чувствует себя услышанным и удовлетворенным.

Не берите на себя роль пассивного слушателя во время беседы. Старайтесь не терять интерес к процессу, сохраняйте зрительный контакт, активно участвуйте в обсуждении и демонстрируйте, что вы действительно готовы учиться. Завоюйте доверие своих коллег благодаря таким качествам, как добросовестное отношение к работе, чувство сострадания, оптимизм и доброжелательность.

Постарайтесь изучить язык тела не только своего, но и других людей; развитые навыки межличностного общения означают способность адекватно оценивать ситуацию и понимать, что уместно, а что нет, без лишних слов.

Когда речь идет об эмпатии и социальных навыках, важно помнить следующее:

  • Слушайте своих коллег.
  • Не перебивайте людей.
  • Убедитесь, что ваш отзыв всегда носит конструктивный характер.
  • Будьте открыты и искренни и поощряйте других к тому же.
  • Научитесь распознавать у себя и других участников рабочей группы признаки выгорания на работе и примите соответствующие меры.
  • Уделяйте время совместным мероприятиям.

Общение — это ключ к успеху

Коллектив, участники которого умеют общаться и понимать друг друга, несомненно будет более эффективно выполнять свою работу. Все вышеизложенные навыки улучшают коммуникацию вашу и вашей команды.

Свободное общение очень важно, независимо от того, работаете ли вы все вместе в одном офисе или сотрудничаете в удаленном режиме. Такие методы и инструменты, как Dropbox Paper, которые создают условия для доверительного общения и прямой обратной связи, способствуют развитию эмоционального интеллекта, который поможет вам эффективно выполнять свою работу и взаимодействовать с рабочей группой.

Развитые навыки эмоционального интеллекта содействуют созданию более продуктивной, мотивированной, здоровой и счастливой рабочей среды. Вам не нужно становиться лучшим другом для каждого участника команды. Намного важнее понимать, что ваши коллеги думают и как они воспринимают ваше собственное поведение и действия.

Работая над эмоциональным интеллектом, вы сможете предотвратить негативное влияние ваших эмоций на работу или на взаимоотношения с вашим коллективом. Это означает, что вы знаете, как использовать свои сильные стороны и как преодолеть свои слабости. Люди с высоким эмоциональным интеллектом не игнорируют возникающие проблемы или негативные чувства. Наоборот, они решительно противостоят им, действуя прагматично.

Высокий уровень EQ на рабочем месте не менее важен, чем IQ, если не больше. Развитие и использование навыков эмоционального интеллекта поможет укрепить вашу уверенность в собственных силах, а также улучшит самоконтроль, умение принимать решения и общее психическое здоровье.

Emotional intelligence in the workplace

Learn about emotional intelligence and why it’s so important in the modern workplace.

What is emotional intelligence?

Emotional intelligence is a concept that emerged in the 1990s as a topic of academic discourse, and very quickly gained momentum as a crucial part of business psychology and the study of workplace dynamics.

It is commonly referred to as EQ (emotional quotient) as a counterpart to IQ (intelligence quotient). An employee with high EQ is more flexible, versatile, driven and productive. EQ is just as, if not more important than hard skills and qualifications.

Simply put, emotional intelligence refers to the ability to interpret, comprehend and manage the emotions of both yourself and those around you. It’s about keeping cool under pressure, helping others feel at ease, and understanding how your behavior can impact your environment.

While IQ aims to measure cognitive ability, emotional intelligence is rooted in our behavior. It may at first seem abstract or arbitrary, but our minds are systems and it’s important to treat them as such. As humans we have the cognizance to manage, adjust, and improve systems so that they perform at their best, and this can and should apply to our own emotional wellbeing.

An individual may have all the expertise needed for a job, but if they cannot communicate within the team and cannot control their own emotions, it will negatively impact the quality of their work.

How to improve emotional intelligence

Every human being possesses emotional intelligence. To possess high emotional intelligence is really just about knowing how to embrace and improve that intelligence.

In his extensive work studying and defining emotional intelligence, behavioral scientist Daniel Goleman outlined five core skills that must be cultivated to achieve high EQ:

1. Self-Awareness

The first step towards complete emotional intelligence is understanding your own emotions.We all experience and express different emotional states in different ways, and the more you understand how you personally cope with them, the more you’ll be able to understand the perspectives of those around you.

It isn’t just emotional awareness; self-awareness relates to understanding the nuances of your identity, behavior, and mindset. It’s about being aware of how others see and respond to you, and being aware of how your actions impact your environment.

That is what we call public self-awareness—the awareness of how you appear to others. This doesn’t mean worrying excessively about how people perceive you, but rather having the ability to impartially evaluate and recognize how others perceive you, and understand why.

 

So, how exactly do you become self-aware?

Emotion may seem like something that exists purely within the mind, but in reality, we can and do experience and express emotion physically. This is what we’d call private self-awareness.

For instance, when you’re angry, you may experience that “blood boiling” feeling, when you’re anxious, you might have a feeling of “butterflies” in your chest or you might feel tremulous. When you’re happy, you might feel lighter and more energized.

If you can recognize these physical indicators in yourself and understand when and why they occur, you’ll be able to understand, anticipate, and manage your emotions better.

A lot of it simply comes down to personal reflection; taking a moment to stop and ask yourself how you’re feeling and ask yourself how and what you contribute to your workplace. If you feel a disconnect or miscommunication within your team, then evaluate why that may be the case and if there’s anything you are doing or saying that may be perpetuating the issue.

Pay attention to your thoughts and feelings and try to understand how different situations may influence you or trigger emotional reactions. When you’re working, question whether you’d produce the same work when you’re frustrated as when you’re content, and aim to recognize how your mentality impacts your job performance and productivity.

Intuition is linked very closely to emotional intelligence. Intuition revolves around our perception of a situation, and we can use our intuition to gain an understanding of how we truly feel. That’s not to say you should always follow your intuition—nor should you always ignore it—but you should certainly acknowledge it and examine it so that you can form a better understanding of your own views and emotions.

Self-awareness also means being aware of your strengths and weaknesses, and being realistic about your capabilities. Acknowledging your weaknesses is the first step to overcoming them, while acknowledging your strengths aids motivation and general wellbeing.

2. Self-Regulation

Once you know how to recognize and distinguish your emotions, you can start to manage them. If you allow your emotions to take over your work, you may not be performing to the best of your ability. Self-regulation means not allowing yourself to get caught up by external factors and instead allowing yourself to concentrate on the task at hand.

We all have our own thoughts and opinions, but it’s crucial to know how and when to express those thoughts and opinions in the workplace. If you don’t appear to be in control of your emotions, it could lead to your being viewed as unreliable, or a liability. That doesn’t mean you shouldn’t express yourself or be open about your feelings, but self-management means dealing with your emotions appropriately, professionally, and consciously.

How to self-regulate

Avoid making impulsive decisions and acting on a whim. Thinking before you act is a huge part of self-regulating. Consider how your actions or words might impact your environment and your team, and ask if you are communicating your ideas in the most productive, constructive way possible.

Self-regulation is something that will absolutely help you in the workplace, but the techniques behind it can and should stretch beyond the 9-to-5. Staying active and maintaining hobbies outside of work, maintaining a healthy sleep cycle, as well as finding a safe and wholesome outlet for anger or frustration are all important towards regulating your emotions and balancing your energy, so that you don’t bring negativity into the workplace.

The tools and techniques behind self-regulation can be likened to those practiced in Cognitive Behavioral Therapy (CBT), which is designed to help us manage our problems by adjusting our thought process and behavior. CBT is commonly used to treat mental illnesses and mood disorders, but the techniques and skills it teaches can undoubtedly be applied to help assist self-regulation.

Some of the core techniques include:

  • Breaking down your issues and concerns; if you allow a lot of smaller problems to conflate into one big issue then solving it will become overwhelming
  • Establishing a distinction between the problems that can be solved and the problems you have no control over, and focusing your energy on what you can fix
  • Dedicating specific times to deal with specific issues and trying your best not to think about them until that allotted time, rather than allowing them to burden you all day
  • Practicing mindfulness; take time to focus on your breathing and separate yourself from your issues
  • Stepping back and look at issues you face from an outside perspective
  • Writing down your feelings; this will help materialize and refine vaguer issues and form actionable solutions

If you feel upset, frustrated or any overtly negative emotion, take action to mitigate it, and be open with your colleagues about your experience.

Practicing self-regulation will help you to be more adaptable in the workplace, and will help you stay focused. If you can manage and prioritize emotional issues, you’ll be able to manage and prioritize your workload just as well.

3. Motivation

Intrinsic motivation refers to those who set and pursue goals for their own personal fulfillment. This is not motivation driven by money, reputation, or stature; this is motivation driven by passion and personal satisfaction.

Having integrity for your position and knowing that your hard work is fueled not by money but by personal ambition will help you perform better and produce better quality work. Of course, there is nothing wrong with striving for admiration and financial success, but if that’s all you’re working for, you may never feel truly satisfied with your professional life. You shouldn’t work hard just to please your bosses and clients, you should strive to achieve greater personal achievement by being more emotionally intelligent.

How to stay motivated at work

If you’re struggling to find that motivation, ask yourself what it really is that you’re looking for in your position and your career, and keep asking yourself until you have a solid answer. Figure out what drives you, where you want to be in the future and what you need to do to get there.

Set realistic-but-challenging goals that facilitate your personal passion and desire, so that you know how and why you’re working for yourself even when you’re working for others. Regularly setting goals is a fantastic way to encourage motivation and boost productivity.

Focus your energy on the parts of your job you enjoy and reason with yourself in order to understand that the parts you dislike may be necessary in order to get to the parts you do enjoy. Use the aspects of your work that you enjoy to motivate you in other areas. Ask yourself why you enjoy those aspects, and why you don’t enjoy others.

If you feel completely unfulfilled and burnt out at work, it may be time to address this with your superiors. If you’re not happy at work, it’s not just bad for you, it’s bad for them too, so don’t be afraid to address these concerns head-on.

Motivation is contagious; your enthusiasm, optimism and conscientiousness will reflect on your environment and will help create a positive workplace driven by passion, not by a paycheck.

4. Empathy

Emotional intelligence involves not just understanding yourself, but making an effort to understand the emotions of others. Rather than completely dismissing or invalidating other peoples’ emotions or opinions if you disagree with them, instead try to view things from their point of view. Listen to them, allow them to express themselves, and strive to learn from your interactions. Empathy is everything when it comes to conflict management.

Having high emotional intelligence means having the ability to acknowledge and learn from past mistakes and understanding different perspectives. You do not have to agree with everything that’s said or done by a colleague, but you should always make an effort to at least understand others’ emotions so you can help them manage them.

Have compassion for the members of your team, hear them out, and respond constructively. Aggression or dismissal will only hinder communication and comfort within your workplace, which can have significantly negative impacts on your work and leadership.

5. Social Skills

Having strong social awareness is a fundamental part of relationship management and, in turn, EQ. Having social intelligence is more than just being friendly and using smiley face emojis (although that certainly does help), it’s about being approachable, engaging, transparent, and making sure those you interact with feel comfortable and heard.

Avoid being a passive listener in a conversation. Make sure to stay engaged, maintain eye contact, be an active contributor to the discussion, and show that you’re genuinely interested with a willingness to learn. Gain the trust of your colleagues through your integrity and compassion, and champion positivity and kindness.

Try to be aware of body language, both your own and others’; having strong interpersonal skills means having the ability to “read the room” and understand what is and isn’t appropriate without anybody having to say a word.

When it comes to both empathy and social skills, it’s important to remember these steps:

  • Listen to your colleagues
  • Don’t interrupt people
  • Ensure your feedback is always constructive
  • Be open and genuine, and encourage the same from others
  • Recognize when you or a member of your team is feeling burnt out and take action
  • Dedicate time towards social activities

Communication is key

A team that knows how to communicate with and understand each other will inevitably work better, and the skills we’ve outlined above are all about solid communication, both with your team and with yourself.

Fluid communication is essential whether you’re working together in the same office or you’re collaborating remotely. Utilizing techniques and tools like Dropbox Paper to facilitate open communication and direct feedback will assist in developing emotional intelligence as it will help you manage your work and collaborate with your team efficiently.

A workplace with strong emotional intelligence skills will be more productive, more driven, and a healthier, happier environment. You don’t have to be best friends with all of your coworkers, but understanding your colleagues, how they think, and how your own behavior and actions are perceived makes a big difference.

Working with emotional intelligence means not allowing your emotions to interfere with the quality of your work or your relationship with your team. It means knowing how to leverage your strengths and acknowledge and overcome your weaknesses. Truly emotionally intelligent people will not ignore a problem or a negative feeling, but instead, will confront it head-on, pragmatically.

A high EQ in the workplace is just as important as IQ—if not more so. Practicing and improving emotional intelligence will help you increase your self-confidence, control, decision-making skills, and overall mental health.